Здравый смысл возобладал и Минтруд РФ передумал в рамках «регуляторной гильотины» вносить изменения в Трудовой кодекс, отказавшись от дальнейшей подготовки проекта закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ (в части систематизации обязательных требований в сфере трудовых отношений и нормативного правового регулирования трудовых отношений)».
ЧТО ПЛАНИРОВАЛ МИНТРУД?
Законопроект был подготовлен нынешней осенью в рамках плана законотворческой деятельности правительства. Предполагалось включить в ТК РФ новый раздел XII.1 «Обязательные требования в сфере труда», в котором указать исчерпывающий список этих требований и описать порядок их установления и изменения/отмены. Как уверяют чиновники, целью новшеств выступает подчинение норм законодательства о труде ограничениям, которые вводятся новым законодательством о госконтроле и надзоре.
Если бы законопроект вступил в силу госинспекторы труда лишились бы права проверять работодателей на предмет выполнения норм трудового законодательства по вопросам, которые будут непоименованные в разрабатываемом Минтрудом разделе ТК РФ. В результате такого регулирования фактически сокращаются полномочия контрольно-надзорных органов и ограничиваются компетенции прокуратуры и профсоюзов по защите трудовых прав россиян.
ПОЗИЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ
Профсоюзы молодцы! Перемены в настроении чиновников ведомства наступили после появления отрицательного отзыва на документ именно со стороны Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), назвавшей поправки Минтруда попыткой подменить весь ТК РФ и лишить работников трудовых прав. По их мнению «законопроект направлен не на систематизацию, а на разрушение системы трудового законодательства».
По словам председателя ФНПР М. Шмакова, принятие законопроекта неприемлемо для трудящихся, наемных работников, так как Трудовой кодекс, по сути, упакуется в небольшое дополнение. Это может полностью дискредитировать всю законодательную основу трудовых правоотношений.
Принятие проекта закона вызовет отмену действующих норм, регулирующих соблюдение прав работников и обеспечивающих контроль над работодателями.
В ФНПР убеждены, что соблюдать необходимо все действующие нормы трудового законодательства и других НПА, которые содержат нормы трудового права. Также без всяких ограничений нужно выполнять требования ст. 5, 10 и 423 ТК РФ.
МНЕНИЕ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ
Минэкономразвития РФ предоставило 7 октября отрицательное заключение на проект закона в рамках оценки регулирующего воздействия. В ведомстве считают, что законопроект по факту не несет нормативной нагрузки, так как представлен в виде обобщенных действующих обязательных требований. Ряд абзацев одних статей раздела дублирует положения других статей. Авторы законопроекта в сводном отчете даже не представили информацию в части описания проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования. И это только малая часть замечаний Минэкономразвития.
На самое интересное выяснилось позже — чиновники Минтруда сами оказались против (!) проекта закона, вызвавшего такой отрицательный резонанс. Как пояснили в пресс-службе министерства, предложенный документ направлен на кодификацию действующих норм в рамках механизма «регуляторной гильотины».
Как можно было Министерству самому быть против законопроекта, но при этом активно заниматься его подготовкой — лежит за гранью понимания. Может быть причина кроется в бюрократии?
Тем не менее:
— если бы Минэкономразвития в подготовленном заключении ОРВ не напомнило Минтруду, что можно подготовить предложения, связанные с исключением из плана законопроектной деятельности Правительства на текущий год проектов законов, чья разработка нецелесообразна,
— если бы профсоюзы не заняли настолько резкую и принципиальную позицию,
то вполне вероятно, что уже до конца 2020 года нам пришлось бы лицезреть на «изуродованный» Трудовой кодекс. И подобная формулировка имеет право на существование хотя бы на основании одного факта, достаточно любопытного для любого специалиста по охране труда.
Пункт 8 «Организация охраны труда» статьи 351.8 «Перечень обязательных требований в сфере труда», состоит из одного абзаца в одно предложения из 1374 слов и с трудом вмещается на 6 страницах. На этом фоне даже самое длинное предложение из романа Л.Толстого «Война и мир» из 229 слов смотрится куда как скромнее, оказавшись в шесть раз короче.
А между тем существуют базовые принципы законотворческой деятельности. Законы должны быть удобны для использования, понятны и хорошо восприниматься при прочтении каждым субъектом права.
Как говорится пронесло и слава богу.
Источник: Информационный портал «Охрана труда в России».