Президент РФ В.Путин 31 июля 2020 подписал закон о государственном контроле в РФ, который должен сократить давление на российский бизнес.
В пояснительной записке к документу утверждается, что он должен ликвидировать «пробельность и несистемность» правового регулирования государственного контроля (надзора), а также повысить эффективность мероприятий по профилактике нарушений.
ПРЕДМЕТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСКОНТРОЛЯ
Положения закона применяются ко всем видам госконтроля, за исключением случаев, указанных в ч.2 ст.2. - в статье прописано 35 позиций. Вне сферы государственного и муниципального контроля оказались вопросы, разрешение которых находится в компетенции МВД, ФСБ, внешней разведки, судов, прокуратуры при выполнении прокурорского надзора и ряда других ведомств.
Из определения госнадзора и муниципального контроля также оказались исключены вопросы расследования причин аварий, профзаболеваний, несчастных случаев на производстве, распространения инфекционных и массовых неинфекционных болезней человека, животных и растений.
НОВЫЕ АКЦЕНТЫ КНД (КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Закон разграничивает полномочия органов федеральной, региональной и муниципальной власти в сфере государственного и муниципального контроля.
Приоритетом при выполнении муниципального и государственного контроля (надзора) относительно контрольно-надзорных мероприятий выступает осуществление профилактических мер, связанных с сокращением риска причинения вреда (ущерба). Проведение государственного контроля необходимо только при недостаточности либо неэффективности форм реализации обязательных требований.
В законе закрепляется широкий перечень профилактических мероприятий:
- обобщение правоприменительной практики;
- информирование;
- самообследование;
- консультирование;
- издание руководств по соблюдению обязательных требований;
- профилактическое сопровождение и другие.
Авторы закона подчеркивают, что участие в профилактических мероприятиях — право, но не обязанность контролируемых субъектов и для этого необходимо получать их согласие.
Документ предусматривает добровольное применение негосударственных механизмов контроля и независимой оценки выполнения обязательных требований как дополнительного механизма по стимулированию добросовестного поведения контролируемых субъектов посредством КНД. Они исключают осуществление плановых/внеплановых контрольно-надзорных мероприятий по данному предмету контроля. В числе подобных форм:
- контроль СРО за работой своих членов;
- страхование рисков причинения ущерба;
- подтверждение выполнения обязательных требований независимыми структурами.
В основе нового подхода регулирования КНД - достижение целей с использованием более мягких и менее затратных методов, которые не предполагают прямого взаимодействия с контролируемым субъектом. Это значит, что проверки перестают быть главным инструментом контроля. В качестве альтернативных методов контроля закон предлагает:
- контрольную и мониторинговую закупку;
- инспекционный визит;
- рейд;
- выездное обследование.
С целью сокращения интенсивности КНД предусмотрено проведение дистанционного мониторинга сведений об объектах контроля с помощью соответствующих технических средств.
Выбор инспектором того или иного контрольно-надзорного мероприятия должен быть соразмерен ущербу, который нанесен (может быть нанесен) ценностям, охраняемым законодательством. Самые затратные и серьезные по процедуре мероприятия необходимо согласовывать с прокуратурой. Для реализации указанных подходов предусмотрен базовый механизм в виде системы управления рисками причинения вреда охраняемым законодательством ценностям. Если объект проверки отнесен к категории низкого риска плановые проверки в отношении него не проводятся.
Выездная проверка может быть организована только в случае отсутствия иной возможности подтвердить полноту и достоверность данных, которые есть в распоряжении контрольно-надзорного органа.
Закон уходит от количественных факторов в оценке деятельности контрольно-надзорных органов (число проверок, размер выписанных штрафов, количество выявленных нарушений) к иному показателю их эффективности — уровню сокращения вреда ценностям, охраняемым законом, и исключения риска его причинения.
Одновременно увеличивается перечень обязанностей инспекторов. В частности они не вправе проявлять неуважение к религиозным обрядам во время проведения проверок или умалять деловую репутацию организации. В то же время при возникновении опасности для жизни и здоровья или противодействии законным требованиям инспектора могут обращаться за помощью в полицию. Законом вводится понятие контрольно-надзорное производство. Оно предполагает процессуальное обоснование действий инспектора и осуществление КНД только после открытия контрольно-надзорного производства. В документе приводится исчерпывающий перечень подобных оснований.
Источник: Информационный портал «Охрана труда в России».