Организациям, проводящим специальную оценку условий труда (СОУТ), следует готовиться к внеплановым проверкам. Такое право у инспекторов возникает в связи с утверждением Федеральной службой по труду и занятости Приказа от 7 февраля 2018 г. № 76 «О проведении внеплановых проверок соблюдения гарантий прав работников при проведении специальной оценки условий труда».
Обоснованием для проведения внеплановых проверок служит пункт 6 Протокола совещания у Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева от 12.12.2017 г. № ДМ-П12-70пр и часть 1 статьи 25 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Сформирован ряд поручений, которые должны выполнить руководители территориальных органов Роструда в регионах и руководитель Управления государственного надзора в сфере труда.
На плечи территориальных подразделений ложится организация внеплановых проверок в целом. Первоочередная задача заключалась в формирование план-графиков проведения проверок организаций, проводящих СОУТ, включенных в соответствующий реестр Минтруда России. Роструд до 10 февраля должен был согласовать эти графики. Непосредственно внеплановые проверки в субъектах РФ необходимо осуществить до 30 июня 2018 года. Сама программа проверки будет сформирована с учетом методических рекомендаций, разработанных Рострудом и предназначенных для внутреннего пользования государственными инспекциями труда. По окончанию проверки каждый территориальный отдел с периодичностью 1 раз в месяц обязан направить в Роструд отчет о проведенных проверках. В отчете требуется указать характер и анализ выявленных нарушений, количество выданных предписаний, примененных мер административных наказаний, а также приложить копии актов проверок.
Ранее этот вид государственного надзора во всеобщем масштабе применялся лишь однажды – при введении процедуры СОУТ. Тогда, в 2014 году были также проведены проверки организаций, проводящих СОУТ, на предмет готовности к реализации № 426-ФЗ. Согласно отчету Роструда (стр. 26), с июля по ноябрь 2014 года было проведено 915 внеплановых выездных проверок организаций, проводящих спец.оценку. В результате в 145 организациях было выявлено 207 нарушений требований законодательства о СОУТ. При этом более распространенными нарушениями оказались: отсутствие поверки средств измерений; отсутствие средств измерений, соответствующих области аккредитации испытательных лабораторий; нарушение порядка проведения СОУТ.
Сегодняшняя необходимость внеплановых проверок, вероятно, заключается в окончании переходного периода от аттестации рабочих мест (АРМ) по условиям труда к спец.оценке. Напомним, все предприятия обязаны завершить проведения СОУТ до 31 декабря 2018 года. Уже с 1 января 2019 года результаты АРМ перестанут иметь юридическую силу.
Давайте предположим, что же может войти в область проверки соблюдения гарантий прав работников при проведении СОУТ?
Безусловно, в первую очередь, организация должна соответствовать ряду требований, указанных в статье 19 № 426-ФЗ. К примеру, входить в Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда и обладать квалифицированными кадрами.
Кроме того, вероятно будут проанализированы заключения государственной экспертизы условий труда по качеству проведенных СОУТ. Напомним, сейчас такая процедура проводится не во всех случаях, как было раньше, а только по требованию контрольно-надзорных органов и по заявлению работников или профсоюзов.
К тому же, в область проверки могут быть включены последовательность действий экспертов при проведении СОУТ, выполнение сроков внесения подписанных комиссией отчетов СОУТ в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения СОУТ.
Словом, организациям, проводящим спец.оценку, следует учесть всё вышеперечисленное и в полной мере подготовиться к предстоящим проверкам.
Источник: Информационный портал «Охрана труда в России».