В минувшем январе Ростехнадзор включил в свой план нормотворческой деятельности на текущий год разработку законопроекта «О промышленной безопасности», который фактически может заменить существующий №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». В октябре документ должен быть передан на рассмотрение в правительство, а в декабре 2019 года с ним начнут работать депутаты Нижней палаты.
Юридическим основанием для работы над новым документом стал п.43 плана законопроектной деятельности Кабмина на 2019 год, в котором подобная функция закреплена за Ростехнадзором. Еще одним основанием разработки проекта стали отдельные положения плана мероприятий по выполнению Основ государственной политики РФ в сфере промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу. Кроме того, президент заявил, что к началу 2021 года все устаревшие нормативные акты в области надзора и контроля должны прекратить свое действие.
По словам руководителя Правового управления Ростехнадзора Д. Яковлева, новый документ разрабатывается для реализации нескольких целей. Первая направлена на сокращение количества аварий и инцидентов, вторая связана с решением социально-экономических и правовых задач, обеспечивающих осуществление производственного процесса. Третья поможет реализовать закрепленные в Основном законе страны трудовые права граждан на работу в безопасных условиях, право на проживание в благоприятной окружающей среде и поддержание правопорядка в сфере промышленной безопасности.
Критериями эффективности законопроекта могут выступать следующие показатели: сокращение числа аварий, уменьшение количества пострадавших и травмированных от нештатных ситуаций, а также снижение числа смертей, вызванных техногенными авариями. Важным параметром оценки закона станет сокращение административной нагрузки на предприятия, которые выполняют деятельность в сфере промышленной безопасности.
Главные задачи нового закона отражены в Основах государственной политики в области промбезопасности. К ним относится оптимизация механизмов юридической ответственности за несоблюдение требований промышленной безопасности, организация дистанционного мониторинга, нацеленного на определение состояния этой сферы, закрепление правового статуса компаний, ведущих научно-техническую поддержку, а также увеличение степени независимости экспертных организаций и их сотрудников.
Концепция законопроекта предполагает изменение критериев, которые позволяют определить Опасный производственный объект (ОПО) с использованием системы классификации опасности и маркировки химических изделий, прошедшей согласование на глобальном уровне. Также будут дифференцированы требования промбезопасности для передвижных установок (прежде всего, для башенных кранов) и ОПО, которые связаны с их учетом, процедурой технической диагностики, осуществлением надзора за выполнением требований промышленной безопасности в процессе эксплуатации передвижного оборудования.
Новый закон должен законодательно урегулировать процедуру обеспечения безопасности при использовании взрывчатых компонентов и продукции, созданной на их основе. Он определит порядок экспертизы взрывчатых компонентов, регламентирует механизм выдачи разрешений на проведение взрывных работ, а также установит правовое поле технического расследования по факту утраты взрывчатых веществ и продукции, которая создана на их основе.
Планируется запустить новое направление деятельности в сфере промбезопасности – техническое диагностирование оборудования. Оно поможет эксплуатанту принимать взвешенные решения по поводу расширения периода эксплуатации технических установок. В законе появится механизм разграничения проверок и форм контроля в сфере промбезопасности – каждый орган исполнительной власти получит свой пакет полномочий, будет упорядочено проведение удаленного мониторинга и предоставление отчетов в электронной форме.
Росмониторинг провел в апреле круглый стол, на котором проект закона был признан соответствующим Основам госполитики в сфере промышленной безопасности. Участники дискуссионной площадки выдвинули предложения по доработке документа. По мнению Д. Яковлева, перед вступлением нормы в юридическую силу желательно установить переходный период на 2-3 года.
Источник: Информационный портал «Охрана труда в России».