Приказ Минтруда РФ от 30.06.2017 г. № 543н регламентирует особенности выполнения спецоценки условий труда для работников, занятых управлением наземным городским пассажирским транспортом общего пользования. Документ учитывает особенности работы водителей, что необходимо для сохранения гарантий и компенсаций по итогам СОУТ.
Процедура СОУТ для работников этих категорий проводится на основании утвержденной Методики. На отдельных рабочих местах, где выявлен большой риск для здоровья, процедура может проходить в особом порядке. Разрешается проводить спецоценку вместе нескольким работодателям, если рабочие места связаны с идентичными моделями транспортных средств, которые эксплуатируются в пределах одного населённого пункта.
Испытания (исследования), измерения опасных/вредных факторов выполняются в ходе специально организованного рейса по маршруту следования, установленном руководством по техэксплуатации ТС и должностной инструкцией работника. Порядок процедуры оформляется протоколом по выполнению СОУТ.
Обязательно исследуются следующие факторы:
- шумовая нагрузка;
- виброакустические факторы;
- показатели микроклимата;
- электростатическое поле (наземного для электротранспорта);
- тяжесть труда (труд в обязательном зафиксированном положении, рабочая поза);
- напряженность производственного процесса (плотность спецсигналов на единицу времени, продолжительность наблюдения за объектами, их количество и др.).
Минтруд РФ приводит перечень объектов одновременного наблюдения, учитываемых при выполнении СОУТ. В их числе дорожные знаки, светофоры, пешеходы на проезжей части, путевые сигналы, двери, салонные зеркала, показания приборов, расположенных на панели управления.
При определении вредных факторов напряженности труда водителей на единицу времени учитываются такие минимальные показатели количества сигналов/сообщений:
- во время начала движения, на конечной остановке, при торможении — 6;
- во время остановки на маршруте, при маневрировании — 12.
Если на рабочем месте нет специального климатического оборудования или оно не предусмотрено конструкцией ТС, класс (подкласс) условий труда увеличивается на одну степень. Аналогично повышение предусмотрено, если выявлена специфики трудового процесса, связанная с дефицитом времени, большим уровнем ответственности за результат труда из-за вероятной ошибки или появления дорожных ситуаций, несущих риск для жизни и здоровья людей.
На основании п. 1 ч. 10 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ водители наземного городского транспорта выходят на пенсию досрочно — женщины в 50 лет, мужчины в 55 лет в случае работы во вредных производственных условиях.
Источник: Информационный портал «Охрана труда в России».