В России продолжается реформирование контрольно-надзорной деятельности. Новый этап связан с реализацией механизма «гильотина разъяснений».
Минэкономики РФ направлено поручение Правительства РФ до конца 2022 года упорядочить принятые ведомствами разрешения, включая отмену и корректировку тех из них, которые утратили актуальность. Для этого в министерстве подготовили методические рекомендации, помогающие анализировать документы разъяснительного характера. Со своей стороны Ростехнадзор разработал собственный список разъяснений, который предстоит рассмотреть экспертами и членами рабочей группы.
Подготовленный ведомством перечень включает 49 документов в области промышленной безопасности, принятых в период с 2012 по 2022 год. Отменить предлагается только три:
- Руководство по безопасности для нефтебаз и нефтепродуктов 2012 года (до 31 декабря 2022 года).
- Руководство по безопасности «Методические рекомендации по классификации техногенных событий в области промбезопасности на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса» 2018 года (до 31 декабря 2022 года).
- Руководство по безопасности «Рекомендации по использованию в угольных шахтах транспортных машин с дизельным приводом» 2016 года (до 31 декабря 2023 года). Документ отменен по причине подготовки федеральных норм и правил в сфере промбезопасности «Инструктажи по использованию в угольных шахтах транспортных машин с дизельным приводом»
Еще 18 документов разъяснительного характера ожидает внесение изменений.
В периметр «гильотины разъяснений» не вошли ведомственные письма с ответами на вопросы представителей отдельных организаций, описания процедурных вопросов, процедур административного характера, разъяснения Ростехнадзора, связанные с использованием документов национальной системы стандартизации.
Рабочая группа в срок до 1 сентября 2022 года проанализирует все разъяснительные документы и создаст несколько перечней:
- Содержание разъяснения актуально и соответствует действующему российскому законодательству, правоприменительной и судебной практике.
- Подлежат отмене.
- Необходима подготовка официальных разъяснений.
- Требуется уточнение норм.
Отдельно может быть составлен перечень разногласий в случае их появления между федеральным органом власти и рабочей группой.
Ведомства в срок до 1 июля должны были провести инвентаризацию своих разъяснений и объявить о результатах этой работы. Ростехнадзор справился с задачей вовремя и не стал затягивать с публикацией подготовленного перечня.
О необходимости продолжить «регуляторную гильотину» и распространить ее не только на нормативно-правовые акты, но и на внутренние документы ведомств, в том числе имеющие разъяснительный характер в начале февраля 2022 года высказался глава государства. Президент признал актуальной проблему существования устаревших по содержанию ведомственных писем, которые создают путаницу и неразбериху.
Предприниматели используют разъяснения и рекомендации в своей работе для поддержания бизнеса в рамках всех требований закона. Иногда бывает, что разъяснение выходит за рамки компетенций ведомства или выпускается органом, не имеющим законных полномочий. Все это не только не помогает бизнесу, но и может навредить.
«Гильотиной разъяснений» охвачено 45 ведомств. Первоначально в периметр инвентаризации включено около 200 документов. Однако, по словам главы департамента регуляторной политики Минэкономики РФ Александра Литвака их может быть кратно больше.
Рабочие группы до 1 сентября примут решение по каждому документу — сохранить действующее разъяснение, отменить, актуализировать или издать обновленные редакции. Новые разъяснения обязательных требований планируется принять до 30 сентября 2022 года.
Напомним, в соответствии с положениями №247-ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ» федеральные органы исполнительной власти вправе в отношении принятых ими нормативных актов разрабатывать официальные разъяснения обязательных требований, которые поясняют или уточняют их содержание.
Источник: Информационный портал «Охрана труда в России».