Все чаще из уст чиновников разного ранга звучит фраза о внедрении в работу их ведомств механизма «регуляторной гильотины». Причем каждый из них понимает данный термин по своему: от пересмотра нормативных актов и их актуализации, до отмены нормативных требований в отдельных видах деятельности и свертывании государственного или муниципального контроля.
Однако, в скором времени такое разнообразие мнений будет унифицировано – на официальном сайте публикации законопроектов и их обсуждения появился проект федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле».
Согласно данного документа вводится полный запрет на осуществление контрольно-надзорных функций основанных на требованиях, содержащихся в нормативных документах, принятых органами власти СССР и РСФСР. Кроме того, не подлежат использованию для контроля требования, которые не были официально опубликованы, а также по обязательным требованиям, принятым до 1 января 2021 года.
Напомним, что президент РФ Путин В.В. поручил правительству до указанной даты разработать актуальные нормативные требования, которые будут учитывать современный уровень технологического развития различных отраслей экономики, основанные на риск-ориентированном подходе.
Отдельным пунктом в законопроекте обозначено положение о неустранимых противоречиях в нормативных требованиях. Теперь контролирующие органы должны будут трактовать их исключительно в пользу контролируемого лица. Определен и круг лиц, признаваемых объектами надзора. Ими станут производственные объекты, а также граждане и юридические лица, в процессе деятельности которых возникают риски причинения вреда или ущерба охраняемым законом ценностям.
Данные объекты будут поделены на шесть уровней по степени риска. Для каждого уровня будут разработаны свои требования и методики проверки. Например, для объектов, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска, частота проверок составит 1-2 раза в год.
Законопроект предусматривает обширную профилактическую работу. Ведомства должны будут реализовывать политику информирования о рисках в подконтрольных отраслях. Достигать это планируется с помощью разработки методических руководств по соблюдению требований, профилактических визитов.
Законопроект не затрагивает надзорные мероприятия, осуществляемые в рамках правоохранительной деятельности, бюджетного, валютного, таможенного, антимонопольного контроля. Не подпадает под действие нового закона и порядок расследования несчастных случаев, аварий на производстве, массовых и профессиональных заболеваний.
Первые обсуждения законопроекта общественностью носят положительную оценку. По словам, В. Корочкина, вице-президента «Опоры России», принятие законопроекта в представленном виде поможет реализовать поручение президента и значительно сократит надзорную нагрузку на бизнес.
Источник: Информационный портал «Охрана труда в России».