Глава государства подписал ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ». Он регламентирует юридические и организационные основы установления и оценки использования нормативных требований, связанных с хозяйственной деятельностью (включая предпринимательскую) субъектов. Оценка реализации данных требований производится с помощью:государственного контроля (надзора), муниципального контроля, выдачи лицензий, аккредитации и других видов разрешений, вынесения административного наказания, оценки соответствия изделий, а также иных вариантов оценки и экспертизы.
Закон закрепляет понятие «обязательные требования», регламентирует их цели и ключевые требования, общие условия введения, а также полномочия по их юридическому закреплению. Кроме того, в документе указывается процедура подготовки и приобретения правовой силы нормативно-правовых актов, включающих обязательные требования. Они вводятся в действие федеральными законами, указами главы государства, нормативными актами Кабмина и федеральных органов исполнительной власти, Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 и другими нормативными актами.
Документ закрепляет принципы, направленные на установление и оценку использования обязательных требований. Они предназначены для защиты находящихся под охраной законодательства ценностей, включая жизнь и здоровье человека, а также должны отвечать актуальному состоянию науки и технологий. В процессе введения обязательных требований производится анализ эффективности использования альтернативных мероприятий, направленных на исключение нанесения вреда ценностям, находящимся под защитой ФЗ. Не разрешается дублирование обязательных требований, при этом они должны пребывать в системном единстве и быть исполнимыми. При их введении необходимо сократить до минимума риски. Издержки субъектов, в отношении которых предусмотрены обязательные требования должны быть паритетны величине рисков.
Для оценки обязательных требований на выполнение требований норм российского законодательства осуществляется правовая экспертиза НПА. Документ позволяет вводить экспериментальный правовой режим, предусматривающий использование особого регулирования, включая полный/частичный отказ от обязательных требований или осуществления разрешительной деятельности.
При реализации процедуры «регуляторной гильотины» Правительство в срок до 1 января 2021 года должно признать утратившими юридическую силу устаревшие нормативные акты, в которых прописаны обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).
Вне зависимости от статуса НПА (отменены ли, признаны ли утратившими юридическую силу или прекратили действие в РФ) с начала 2021 года запрещается оценка выполнения обязательных требований при проведении госконтроля если они приобрели юридическую силу ранее 1 января 2020 года.
С 1 января 2021 года невыполнение требований, прописанных в этих нормативных актах не может служить основанием для вынесения административной ответственности. Также нельзя проводить оценку выполнения обязательных требований, которые указаны в официально не опубликованных НПА. Исключением выступают требования, связанные с государственной тайной и относящиеся к категории сведений ограниченного доступа.
Нормы нового закона не касаются НПА в сфере электроэнергетики и регулирования правоотношений в области государственно-частного партнерства, осуществляемых на базе соответствующих соглашений, где статус публичного партнера имеет российское государство.
Обязательные требования станут приобретать законную силу дважды в год - 1 марта и 1 сентября, но не раньше чем по прошествии 90 дней с даты официальной публикации содержащего их НПА, если иное не предусмотрено федеральным законодательством или международным соглашением РФ.
Закон приобретет юридическую силу 1 ноября 2020 года, кроме положений, применимо к которым предусмотрены другие даты вступления в силу.
Источник: Информационный портал «Охрана труда в России».