Глава Ростехнадзора А. Алешин дал большое интервью «Интерфаксу». Мы попытались донести до Вас в кратком виде самую интересную и полезную суть состоявшегося разговора.
Итак, одной из тем обсуждения стала доработка закона о промышленной безопасности, которую проводит ведомство по требованию правительства. Этот закон разрабатывался до введения «регуляторной гильотины», что на текущий момент потребовало нового анализа его содержания.
Одна из причин вносимых изменений – приведение документа в соответствие с положениями №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». Концептуальных изменений не планируется, появятся только новые технические детали, связанные с механизмом реализации полномочий Ростехнадзора. Обновленный вариант закона будет представлен в середине октября.
Срок вступления в силу нового закона зависит от его принятия депутатами Нижней палаты, но предполагается, что некоторые статьи начнут действовать с начала 2021 года. К ним относится система дистанционного мониторинга, запуск которой в свою очередь зависит от технической готовности Ростехнадзора и поднадзорных организаций. Это объясняет наличие в законе переходных периодов.
«РЕГУЛЯТОРНАЯ ГИЛЬОТИНА» В СФЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В сфере промбезопасности прекращается действие 10 правительственных постановлений и 155 ведомственных актов. В области безопасности гидротехнических объектов – 6 правительственных постановлений и 20 ведомственных приказов. Вместо них планируется подготовка новых постановлений и актов Ростехнадзора. Они уже прошли обсуждение с участниками рабочей группы, также состоялось рассмотрение на уровне правительственной подкомиссии, после чего проекты были внесены в Кабмин.
В результате применения механизма «регуляторной гильотины» количество нормативных актов сократится втрое (!) При этом сохранится около 90% требований, которые обретут более удобный формат. В течение последних 6-7 лет нормативная база в сфере промбезопасности была обновлена на 90%. Это позволило задавать современные требования, которые ранее удалось обсудить с представителями деловых кругов.
ВОЗМОЖНЫЕ НОВШЕСТВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ПРОМБЕЗОПАСНОСТИ
В РФ около 70% экспертиз в сфере промбезопасности связаны с продлением ресурса оборудования, при этом в других странах этот вопрос относится к компетенции предприятия-изготовителя. Только оно может взять ответственность за это, так как знает материалы, из которых произведено техническое устройство.
В России вопрос продления срока эксплуатации находится в ведении независимых экспертов, которые часто применяют формальный подход, ставя нужную печать. Ростехнадзор не поддерживает подобный подход и считает необходимым перенести ответственность за продление ресурса устройства на уровень компании-эксплуатанта.
Фактически это означает переход от обязательной к добровольной экспертизе. При этом важно, чтобы такое решение было осмысленно, а руководство компаний ответственно подходило к его принятию. Представители предпринимательского сообщества в целом поддержали эту инициативу. Благодаря этому новшеству появляется надежда, что предприятия станут привлекать для проведения экспертизы высококвалифицированных специалистов.
По мнению Алешина, необходимо более активно юридически вовлекать собственников в обеспечение промышленной безопасности, чтобы она стала частью их функциональных обязанностей. Подобный механизм предусмотрен в проекте закона «О промышленной безопасности». Ростехнадзор предлагает подчинить службы контроля в компаниях, как минимум, советам директоров.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ОЧНЫХ ПРОВЕРОК
Ведомство планирует вернуться к очным проверкам опасных производственных объектов, на которых есть высокий риск возникновения аварий. Их всего более 300 (17% от всех ОПО). В правительственном перечне объекты с большой степенью физического износа, с химически опасными и взрывопожароопасными веществами, а также ОПО с ведением горных работ в опасных зонах.
Главная причина аварий связана с человеческим фактором, поэтому Ростехнадзор берет под свой контроль процедуру аттестации специалистов в сфере промышленной безопасности. Теперь она организована на едином портале Информационной системы «Единый портал тестирования» (ИС ЕПТ) даже при наличии комиссии на предприятии. Это минимизирует предоставление «липовых» протоколов, так как они фиксируются на едином портале.
Источник: Информационный портал «Охрана труда в России».