В России с 1 сентября 2021 года начнет действовать обновленный порядок предрейсового контроля транспортных средств. Он вводится на основании Приказа Минтранса РФ от 15 января 2021 года №9, который прошел регистрацию в Минюсте РФ 27 мая 2021 года.
Обновленный порядок, как и прежний, утративший силу 1 января 2021 года, обязателен для соблюдения всеми юрлицами и ИП, которые занимаются предпринимательством в сфере транспортной деятельности и оказывают следующие услуги:
- пассажирские перевозки в соответствии с договорами перевозки, фрахтования;
- коммерческие грузоперевозки в соответствии с договором перевозки;
- транспортировку лиц (за исключением водителя) и/или материальных объектов для собственных целей автобусами и грузовым автотранспортом без подписания договоров перевозки.
В целом документ повторяет положения ранее действующего, при этом он получил отдельные новшества. Одно из них связано с тем, что по новым правилам контроль технического состояния автотранспорта должен выполняться в процессе подготовки в рейсу/нескольким рейсам на протяжении одной либо нескольких рабочих смен с оформлением одного путевого листа. Контроль можно проводить в произвольный промежуток времени с момента выезда автотранспорта на парковочное место (предназначено специально для парковки) после прибытия из рейса и завершении рабочей смены водителя до момента отъезда транспорта с парковки.
При организации сменной трудовой деятельности на одном автобусе, грузовом автомобиле и другом ТС нескольких водителей контроль выполняется перед началом рейса или смены водителя, первого покидающего парковочное место.
Документ определяет критерии, на основании которых должен осуществляться контроль. Среди них проверка исправности рулевого управления, тормозной системы, звукового сигнала, шин, стеклоомывателей, тахографа. Также необходимо следить за исправностью замков дверей кузова, внешних световых приборов, систем обогрева и обдува стекол, ремней безопасности, страховочных тросов, держателей запасного колеса, тягово-сцепных механизмов и других конструктивных элементов ТС.
Новый Порядок наделяет правом проведения контроля как сотрудников предприятия, осуществляющего транспортную деятельность, так и работников сторонних организаций либо привлекаемых для этой цели ИП. При этом они должны обладать квалификацией, соответствующей требованиям, которые предъявляются юрлицам и ИП при выполнении перевозок.
Как и прежде, субъектам транспортной деятельности необходимо вести журнал регистрации контроля техсостояния ТС. К числу обязательных полей этого документа больше не относятся инициалы водителя. Журнал может вестись в бумажном или электронном формате. В последнем случае все новые сведения должны заверяться электронной подписью.
Правила предусматривают, что в случае отсутствия выявленных неполадок информация о выполненном контроле прописывается в путевом листе на основании порядка его заполнения в соответствии с записью, внесенной в журнал.
В период отмены старого порядка и не вступления в законную силу нового, субъекты транспортной деятельности должны проводить предрейсовый контроль на основании норм №196-ФЗ от 10 декабря 1995 года.
Обновленный порядок сохранит силу до 1 сентября 2027 года.
Источник: Информационный портал «Охрана труда в России».