В России давно ведется дискуссия об отказе от бумажных трудовых книжек. Многие представители власти и бизнеса называют их «анахронизмом» советской эпохи, отягощающим работу кадровиков. И, наконец, Правительство установило срок введения цифрового аналога документа. Поэтапное внедрение электронных трудовых книжек начнется с 2020 года.
Данный вопрос на заседании кабинета министров 28 июня 2018 года поднял Дмитрий Медведев. Он обратил внимание коллег, что в большинстве стран обходятся без трудовых книжек. А у нас они дублируют информацию, которая содержится в иных кадровых документах, например, в служебных и трудовых контрактах. Премьер посетовал, что «это всегда отдельное бумажное производство», а также напомнил о неприятностях, которые грозят работнику в случае утраты бумажной «корочки».
Указав на недостатки привычных трудовых книжек, глава Правительства сообщил: с 2020 года работодатели станут передавать все заносимые в них сведения в режиме онлайн. Аккумулироваться информация будет в специальной базе Пенсионного фонда. 2019 год объявлен переходным, так как в течение него систему собираются тестировать, корректировать, а кадровиков – обучать работе с новым программным обеспечением.
Дмитрий Медведев сосредоточился на достоинствах электронных трудовых книжек:
- сократится загруженность кадровых служб предприятий, а также затраты на ведение бумажных документов;
- при трудоустройстве нового сотрудника работодатель без труда проследит его трудовой путь, подключившись к базе;
- электронный аналог книжки невозможно подделать или потерять.
Однако премьер-министр ничего не сказал о недостатках цифровых трудовых книжек, о которых предупреждают эксперты. В частности, они полагают, что электронные данные могут не только потеряться из-за компьютерного сбоя или намеренных действий хакеров, но и быть изменены взломщиками. В этом случае гражданин даже не сможет своевременно на это среагировать, так как информация будет храниться удаленно. Поэтому о неприятных сюрпризах он узнает, возжелав выйти на пенсию, когда вдруг выяснится, что значительная часть его стажа безвозвратно утеряна.
К другим недостаткам электронных трудовых книжек относят неудобство их ведения и необходимость обучать ему многотысячную армию кадровиков и бухгалтеров. Заполнение цифрового документа, считают работодатели, особенно на начальном этапе, потребует гигантских временных затрат.
Вводя электронные трудовые книжки, Правительство разрешило работодателям вести их и в традиционном материальном формате, если этого пожелает сотрудник. Полагая, что иметь бумажный документ захотят большинство сотрудников, можно усомниться, что цифровое новшество действительно разгрузит кадровиков в ближайшие годы. Ведь в этом случае им придется заполнять и электронную, и обычную трудовую книжку.
Источник: Информационный портал «Охрана труда в России».