В нашей стране существует весьма эффективный механизм защиты людей, занятых на вредных или опасных производствах: работодателей на законодательном уровне обязали обеспечивать своих сотрудников современными и инновационными средствами индивидуальной защиты. А чтобы поддержать российского производителя СИЗ, компаниям предложили возвращать затраты на СИЗ отечественного производства в ФСС РФ. Так с 2018 года поставки СИЗ происходят только при наличии заключения о подтверждении происхождения продукции на территории Российской Федерации, которое выдается Минпромторгом РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.08.2015 года № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» сроком на один год.
На первый взгляд, все прекрасно: и сотрудники защищены, и работодатель может получить компенсацию своих затрат! А что получилось на самом деле?
Практика поставок СИЗ за последние три года с учётом получения заключения показывает резкое снижение поставок современных СИЗ, что подтверждается данными ФСС РФ, а также данными российских поставщиков СИЗ: в 2016 году профинансировано 4,11 млрд. руб., что составило 40,6% от общей суммы, выделенной ФСС РФ на превентивные меры; в 2017 году –– 4,09 млрд. руб. (38,7%), в 2018 году (после введения заключения) – 2,76 млрд. руб., (24,8 %). Мы видим, что падение поставок СИЗ составило 33 %, а это неизбежно приведёт к росту производственного травматизма и профзаболеваний.
Обратите внимание, вместо поддержки российские производители и потребители получили дополнительные трудности и барьеры, а именно:
1. Заключение выдаётся на 1 год, хотя документы, на основании которых выдаётся это Заключение, действуют намного дольше. Например, сертификат соответствия техническому регламенту производители получают на 5 лет и т.д.
2. Большое количество дублирующих документов, которые направляются как в ТПП РФ, так и в Минпромторг РФ, например
— Протоколы испытаний, на основании которых уполномоченным органом выдан сертификат соответствия. (Зачем? Если сам сертификат никто не собирается оспаривать и не оспаривает).
— В таблицу «Производственные мощности» требуется отдельно прописывать мощности в отношении каждой модели изделия, т.е. если фабрика выпускает 50 моделей, то надо перечислить 50 раз всё оборудование (это сотни страниц).
— Если производитель получает 10 Заключений, то он на каждое Заключение предоставляет 10 Уставов и 10 выписок из ЕГРЮЛ (это ещё сотни страниц) и т.д.
3. Подача документов в Минпромторг РФ на получение Заключения осуществляется в бумажном виде (тысячи страниц на одно Заключение).
4. Много ошибок и опечаток при ведении реестра продукции, особенно в цифрах ТО (ТУ), т.к. все сведения заносятся в ручном режиме и в ТПП РФ и в Минпромторге РФ.
Ассоциация СИЗ вышла в Минпромторг РФ с инициативой:
1. Срок действия Заключения выдавать на срок действия сертификата соответствия техническому регламенту на СИЗ, который производитель и так получает в обязательном порядке (т.е. увеличить срок действия Заключения с 1 до 5 лет).
2. Исключить дублирование документов.
3. Разрешить предоставлять документы, заверенные ЭЦП, в электронном виде и в Минпромторг РФ, и в ТПП РФ.
В результате трехмесячных переговоров чиновники Минпромторга согласились на компромисс – упростить схему подачи документов для тех производителей, кто подает документы повторно. Это уже большая победа ассоциации. Останавливаться на достигнутом в АСИЗ не готовы: работа над пересмотром сроков заключения о российском происхождении продолжается. Производители СИЗ не должны тратить драгоценное время на сбор огромного количества дублирующих бумажных документов, тратить на это сотни часов работы специалистов для подтверждения своего российского происхождения, а потребители не должны терять обеспечение безопасности своих работников за счёт компенсации по линии ФСС.
Источник: Информационный портал «Охрана труда в России».