В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель обязан информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья. Работодатели ежегодно реализуют мероприятия по улучшению условий охраны труда и снижению
уровней профессиональных рисков. Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 238-ФЗ “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации” в ТК РФ введены новые понятия – “профессиональный риск” и “управление профессиональными рисками”.
Результатом оценки профессиональных рисков является количественная оценка степени риска ущерба для здоровья работников от действия вредных и опасных факторов рабочей среды и трудовой нагрузки по вероятности нарушений здоровья с учетом их тяжести. Эти данные служат обоснованием для принятия управленческих решений по ограничению риска и оптимизации условий труда работников.
Внедрение методики расчета профессиональных рисков и последующий анализ результатов позволит:
• практически реализовать требования по оценке и управлению профессиональными рисками;
• разрабатывать профилактические мероприятия по охране труда и принимать управленческие решения на основе объективной количественной оценки профессиональных рисков;
• разрабатывать корректирующие управленческие решения на основе оценки эффективности работы системы менеджмента охраны труда в целом по организации;
• прогнозировать количественные показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на долгосрочную и среднесрочную перспективу;
• обобщать и анализировать состояние условий труда в целом по организации;
• собирать и систематизировать информацию, касающуюся условий труда на рабочих местах.
Эффективно функционирующая система оценки и управления профессиональными рисками необходима организации так же, как система управления качеством и многие другие составляющие общей системы менеджмента организации.