ООО "Нева"

Лидер в сфере охраны труда и техники безопасности на предприятиях
Лидер в сфере охраны труда и техники безопасности на предприятиях

Значение науки для охраны труда невозможно переоценить. Большинство учебников по охране труда написаны с учетом достижений науки и техники периода времени, когда они издавались.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В СССР.

История развития охраны труда имеет прямую связь с наукой. На рисунке к статье написано «Безопасность – это часть науки» неслучайно.

В одном из учебников (Филиппов Б. И. Охрана труда при эксплуатации строительных машин по охране труда) 70-х годов прошлого века описана история появления охраны труда в России и в СССР. Как оказалось курс «охрана труда» впервые начал изучаться в дореволюционной России в 1904 году в Петербургском технологическом институте. С 1929 года курс под названием «Основы техники безопасности и противопожарной техники» стал обязательным уже для всех высших учебных заведений страны.

Охрана труда всегда считалась в нашей стране государственной задачей, что не мешало ей изначально быть техническим предметом. Социально-экономическая направленность охраны труда была также тесно связана с научными дисциплинами, какими в то время считались: организация производства, гигиена труда, эргономика, производственная и техническая эстетика, инженерная психология.

Охрана труда менялась вместе с техническим прогрессом. В технологические процессы периода 60 — 70-х годов уже внедрялась электрическая энергия, вибрация, ультразвук. Машины, оборудование, процессы превращались в сложные технические системы.

Примерно в то же время в «Литературной газете» было опубликовано известное стихотворение советского поэта Бориса Слуцкого «Физики и лирики», в котором были такие строки:

«Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне. 
Дело не в сухом расчете, дело в мировом законе»

Понимая под «лириками» людей искусства, а под «физиками» – людей науки, поэт Борис Слуцкий написал про «мировой закон» неслучайно. Это был период, когда менялось развитие мировой научной мысли. Появлялись новые научные дисциплины, такие как кибернетика, но, вместе с тем, менялись и научные подходы. Сталкиваясь с новыми явлениями, инженеры понимали, что старые научные методы исследований и анализа по-прежнему уже не работают.

КАРТА НАУКИ КАК КАРТА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА.

Каким образом происходило развитие мировой науки?

Не претендуя на исключительную академичность, научный писатель и физик Доминик Валлиман (Dominic Walliman) проделал большую работу. Он наглядно показал развитие научных дисциплин во времени и соединил их в большую цельную картину.

Его видео на канале Ютуб, которое я рекомендую, посмотрели тысячи человек и большинство одобрили его работу.

Коротко переведу комментарий к видео:

Главная цель науки, как говорит Доминик, выяснить — как все работает. Научный метод содержит такие принципы как: логику, рационализм, эмпиризм, доказательства, проверяемые гипотезы, объективность и редукционизм. Этот инструментарий помогает обрабатывать информацию, которую мы получаем о Вселенной.

Начинается все с философии Аристотеля. Математика описывает Вселенную. Компьютеры увеличивают возможности нашего мозга. Ядро науки – это физика, химия, биология. Физика достигла огромного прогресса через редукционизм (разделение вещей на мельчайшие компоненты и понимание их по — одному). Но, когда мы поднимаемся по цепочке к химии и биологии, редукционизм становится все более трудно применимым, потому что эти дисциплины имеют дело с гораздо более сложными системами.

Если мы изучаем биологию, то свойства одной вещи сильно определяется его отношением ко всем остальным. Мы больше не можем изучать вещи в изоляции. Потому что удаление их из взаимодействия — фактически меняет то, что мы хотим изучать.

Системы возникают из огромного числа сложных отношений. По мере того, как мы продвигаемся от физики дальше по цепочке – научный метод редукционизма начинает разрушаться. Появляется Complexity, что в переводе на русский язык означает «сложность». Сложность характеризуется поведением людей или моделей. Это можно увидеть на примере питания человека или в психологии, где результаты выглядят сомнительными. Люди – сложны. Человеческий мозг является сложной системой. Люди думают, что они объективны, когда на самом деле они субъективны.

Социальные науки (в верху карты) уже содержат смесь из научной практики и гуманитарных наук и становятся все менее объективными. Интерпретации уже не являются научными, так как не могут предсказывать будущее.

Но это заставляет людей меняться и вводить новшества. Прогресс осуществляется через решение сложных задач. Говоря об искусстве, Доминик говорит о том, что движение в искусстве – это место для чистой субъективности. Завершая построение своей карты, автор соединил искусство с философией, получив в итоге единую модель, напоминающую пирожок.

В заключении автор делает вывод о том, что карта, которую он построил, это не столько карта науки, как карта развития человека.

Что же можно добавить, посмотрев видео?

Скорее возникает вопрос о том – пониманием ли мы науку так, как в развитых странах и как изначально это было задумано в дореволюционной России и СССР? Что для нас «сложность» и как она у нас учтена? Википедия при поиске термина «complexity» выводит на следующую страницу.

Есть еще один момент. Карта развития науки Доминика Валлимана дает не только знания, но и является для нас примером того, как наглядно и просто (на примере пирожка) можно подавать научную информацию, казалось бы, очень трудную для понимания.

Источник: Информационный портал «Охрана труда в России».

Добавить комментарий