Уже практически каждый специалист в сфере охраны труда регулярно пользуется официальным интернет-порталом правовой информации, где публикуются для ознакомления правовые акты органов государственной власти — Президента, Правительства, Совета Федерации, Госдумы, федеральных органов исполнительной власти и др. Здесь размещаются федеральные законы, указы и распоряжения главы государства, акты обеих палат Федерального Собрания РФ, постановления, распоряжения Правительства РФ и множество других документов.
С 1 июля 2022 года его статус стал на порядок выше. В соответствии с указом Президента РФ от 3 марта 2022 года №90 все тексты правовых актов с внесенными в них изменениями, которые размещаются на портале www.pravo.gov.ru являются ОФИЦИАЛЬНЫМИ. Порядок опубликования текстов нормативных актов находится в компетенции Федеральной службы охраны РФ, которая согласовывает решения с Государственно-правовым управлением Президента РФ, Аппаратом Государственной думы.
Пользователи могут могут скачать нужный документ не только в привычном для чтения PDF-формате, но и в удобном для редактирования формате Word.
А теперь хочется обратиться к теме охраны труда, а именно к аккредитации Минтрудом организаций, оказывающих услуги в сфере охраны труда.
Напомним, что с 1 сентября 2022 года прекращается действие Приказа Минздравсоцразвития РФ от 1 апреля 2010 года №205н. Вместо этого документа приобретают силу Правила аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, которые оказывают услуги в сфере охраны труда и требования к организациям и ИП, оказывающим услуги в сфере охраны труда. Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2021 года №2334.
На текущий момент заявитель должен направить в Минтруд РФ информацию о наличии справочной базы актуальных законодательных и иных нормативно-правовых актов, а также справочной документации в сфере охраны труда.
В новых Правилах требования в формулировке этого вопроса ужесточены, теперь необходимо будет предоставлять сведения о наличии и об актуализации справочной базы законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, а также справочной документации по охране труда с указанием наименования документов, компьютерных справочных правовых систем и реквизитов договора на их обслуживание. Т.е. Минтруд РФ требует наличия в организации справочно-правовой системы и договора на ее обслуживание. При этом рекомендуемый список правовых систем, откуда можно брать эти документы не указан.
Можно предположить, что компаниям придется приобретать дорогостоящий доступ в платные системы, как Консультант плюс, Кодекс, Гарант. Однако публикации документов на этих площадках не имеют официального характера. По сути, иллюзорный профессионал по охране труда Иванов может собрать папку с сотней файлов документов и назвать ее «Всероссийской справочной системой по ОТ» и даже сделать ее распространение бесплатным, ведь благодаря безумному сокращению документов по охране труда на 93.3% в ходе регуляторной гильотины собрать сейчас подобную «справочную систему» вполне возможно в течение одного рабочего дня. Но будем реалистами — мало шансов, что минтруд устроит наличие такой «самопальной» справочной системы, ведь им нужны даже реквизиты договора на обслуживание Справочной системы.
Нам очень сложно понять этот бзик, по каким причинам Минтруд создает искусственные преграды по вхождению на рынок услуг в сфере охраны труда новых компаний и предпринимателей. Почему ведомство вынуждает предпринимателей нести ничем не обоснованные расходы. Почему чиновников Минтруда не устраивает портал www.pravo.gov.ru с БЕСПЛАТНЫМ для всех доступом к ОФИЦИАЛЬНЫМ документам. Ведь он по своему функционалу выступает практически полным аналогом коммерческим платформам. Что в нем не так???
Да и в конце концов, чиновники могли бы просто обязать всех кандидатов на аккредитацию использовать собственную подборку НПА в системе ЕИСОТ, ведь в Положении о единой общероссийской справочно-информационной системе по охране труда прямо сказано, что она в обязательном порядке содержит нормативные правовые акты в области охраны труда. А учитывая не десятки, а уже сотни миллионов инвестиций в этот мегапроект — пользуйтесь.
Позиция Минтруда по вопросу пользования справочно-правовыми системами, мягко говоря, напоминает вымогательство, принуждающее организации и предпринимателей покупать дорогостоящие коммерческие продукты. Сомнительная поддержка малого бизнеса в столь сложные времена.
Источник: Информационный портал «Охрана труда в России».