«Перед нами стоят очень сложные, непростые задачи.
И нам нужно не просто их решать, как обычно в текущем режиме,
а нам нужно осуществить прорыв, рывок.»
Первый месяц января достаточно скупой на значимые события в сфере охраны труда. Жизнь набирает новый ритм, пишутся и утверждаются планы.
На этом фоне «тишины» в СМИ волной прокатилась широко цитируемая новость – вскоре появятся новые правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями. И действительно, учитывая, пожалуй, самую большую массовость применения именно этих правил, новость эта достойна отдельного внимания.
Проект приказа об утверждении новых правил опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА. Сейчас идет этап проведения публичных обсуждений в отношении текста проекта.
Правила содержат государственные нормативные требования охраны труда при работе с устройствами, механизмами и иными средствами труда, используемыми для воздействия на предмет труда и его изменения, как перемещаемыми работником в ходе выполнения работ, так и установленными стационарно. Правила обязательны для всех работодателей, использующих в своих технологических процессах следующие виды инструмента и приспособлений: ручного; механизированного; электрифицированного; абразивного и эльборового; пневматического; инструмента с приводом от двигателя внутреннего сгорания; гидравлического; ручного пиротехнического.
Предполагается, что новые правила по охране труда вступят в силу с 1 января 2021 года.
Согласно информации, приведенной в сводном отчете о проведении оценки регулирующего воздействия проекта правил:
Новые правила затронут более 1,5 млн работодателей и более 35 млн работников.
В перечне оснований для разработки проекта правил значится План мероприятий («дорожной карты») по реализации механизма «регуляторной гильотины».
Цель предлагаемого регулирования: Обеспечение введения в действие новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанные с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующей сфере.
Описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования: Работа с применением инструментов и приспособлений связана с риском получения производственных травм. Необходима разработка нормативного правового акта, разработанного с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития.
Описание предлагаемого способа решения проблемы: Разработка и утверждение правил по охране труда.
Описание ожидаемого результата: Снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.
В целом все выглядит грамотно, логично и последовательно.
А ТЕПЕРЬ О ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНОМ
Все вы знаете, что на сегодняшний день действуют Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями, утвержденные Приказом Минтруда России от 17.08.2015 N 552н (ред. от 20.12.2018).
Так какие же изменения внесены в предложенный вариант Новых правил?
Что в них добавлено? Какие излишние требования пошли под регуляторную гильотину? Какие требования были актуализированы? Что изменилось с учетом того, что разработка правил велась с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития?
Ответ: ничего! Сравните сами.
Действующие правила 1 в 1 на 100% соответствуют предложенному проекту новых правил.Единственное исключение — в новых правилах сбита нумерация всех пунктов на единицу. В действующих правилах содержится 142 пункта, в проекте новых правил — 143. За счет чего? В действующих правилах после пункта 2 идет пункт 2.1, затем 3. В новых сделали пункт 2,3,4, т. е. пункт 2.1 переименовали в пункт 3. Таким образом проект новых правил стал условно содержать в себе на 1 пункт больше.
Вопрос: зачем?!
Единственно логичный ответ – специально искусственно усложнить всем жизнь. Учитывая то, что более 35 млн. работников руководствуются нормами этих правил, очевидно, что для них написана масса инструкций, статей, консультационных писем, учебников, плакатов, всевозможных программных тестов и в них в абсолютном большинстве приводятся ссылки на конкретные пункты данных правил. Теперь все это все станет неактуальным!
Внеплановая аттестация персонала, печать многотысячных тиражей бумажных правил, переработка электронных тестов и т. д. И все это ради того, что пункт 2.1 действующих правил превратился в пункт 3.
Если бы мы получили действительно новые переработанные актуализированные правила, то все сложности понятны. Несчастных случаев за последние 5 лет произошло предостаточно – есть что анализировать, да и технологии не стоят на месте.
И естественно возникает недоумение, каким образом новые правила должны вызвать снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников по сравнению с текущим периодом? Почему нет актуализированных требований, разработанных с учетом риск-ориентированного подхода?