Первый индикатор связан с увеличением количества штатных работников предприятия на 30% и более при одновременном отсутствии данных о повышении размера общей площади защитных сооружений, находящихся в его владении или пользовании.
Второй связан с эксплуатацией контролируемым субъектом для защиты сотрудников сооружений, находящихся во владении или пользовании другого контролируемого лица. Дополнительным условием этого индикатора выступает факт превышения количества укрываемых работников обоих контролируемых лиц над показателем предельной вместимости защитного сооружения.
Под индикаторами риска нарушения обязательных требований понимаются определенные признаки, свидетельствующие о возможном нарушении предприятием законодательства. Они упрощают работу органов исполнительной власти, акцентируя внимание их представителей на проблемных вопросах в работе предприятия.
При несоблюдении работниками контролируемого лица условий, представленных в индикаторах риска, в контролирующее ведомство поступают сведения о вероятных нарушениях требований закона. Получив такой сигнал, чиновники вправе начать внеплановую проверку предприятия, чтобы проверить факты нарушения обязательных требований.
Правительство РФ подготовило перечни индикаторов риска для разных сфер деятельности — ЖКХ, гражданской авиации, гражданской обороны, изготовления медикаментов и др. Принципы разработки индикаторов прописаны в ст. 23 ФЗ № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле».
Конкретные списки по сферам составляются чиновниками профильных ведомств. В области трудового законодательства этим занимается Минтруд РФ. Соответствующие индикаторы были утверждены приказом от 30.11.2021 г. № 838н. Пока в перечне только два признака, однако в марте 2023 года ведомство подготовило проект приказа, в котором предлагалось расширить действующий перечень ещё на два индикатора:
- в данном календарном году произошло, как минимум два несчастных случая на производстве с тяжёлыми последствиями при условии, что их число относительно минувшего года увеличилось на 20% и более;
- отсутствуют сведения во ФГИС СОУТ о проведении работодателем спецоценки условий труда, при условии регистрации в ЕГРИП/ЕГРЮЛ свыше 12 месяцев назад и наличии в штате более 50 застрахованных работников (компания имеет статус страхователя в Социальном фонде РФ) или последний раз сведения о проведении СОУТ передавались свыше пяти лет назад.
Источник: Информационный портал «Охрана труда в России».