Чиновники Минтруда РФ фактически признали, что в течение последних 10 лет (!!!) оказанием услуг по охране труда могли заниматься компании, не имеющие квалифицированных сотрудников и необходимой материально-технической базы.
Соответствующие полномочия сомнительным организациям предоставлялись с 2010 года, когда увидел свет Приказ Минздравсоцразвития РФ №205н «Об утверждении перечня услуг в области ОТ, для оказания которых необходима аккредитация». Тогда же были утверждены и Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области ОТ.
Чтобы исправить ситуацию ведомство подготовило и опубликовало на портале проектов нормативных актов проект Постановления Правительства «Об утверждении требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда, для осуществления которых необходима аккредитация, правил аккредитации организаций или ИП, оказывающих услуги в области ОТ, их регистрации в реестре организаций, оказывающих услуги в области ОТ, а также порядка формирования и ведения указанного реестра».
Документ с длинным и немного тавтологичным названием содержит предложения по ужесточению требований к компаниям, оказывающим услуги по охране труда на основании договора аутсорсинга. При этом процедура аккредитации таких участников рынка может приобрести заявительный характер.
Как утверждается в пояснительной записке к документу, действующие на текущий момент Правила не предъявляют однозначных требований к компаниям, оказывающим услуги в сфере ОТ, и не регламентируют контроль за организациями, получившими допуск к подобной деятельности. В результате возникает ошибочная трактовка Правил компаниями, претендующими на попадание в реестр. Одновременно ряд хозяйствующих субъектов, оформляя заявку формально, включаются в реестр. При этом Минтруд РФ не может требовать предъявления копий документов и вынужден принимать на веру указанные в заявлении данные. Подобную неэффективность регулирования отмечали представители делового и экспертного сообщества.
Положения №311-ФЗ от 2 июля 2021 года ставят целью обеспечение более высокого уровня безопасности труда. Для ее достижения требуется пересмотр нормативно-правовой базы в сфере охраны труда, увеличение компетентности и ответственности работников этой области. Необходимо внедрение процессов автоматизации и синхронизации контроля за состоянием охраны труда на предприятиях, ужесточение контроля за исполнением требований ОТ работодателями. Реализовать эти задачи можно только последовательным регулированием деятельности организаций, занимающихся оказанием услуг в сфере ОТ.
Проект постановления детализирует требования к подобным компаниям при предоставлении ими информации для включения в реестр, регламентирует перечень документов, а также определяет условия приостановления деятельности и исключения из реестра. Для получения аккредитации организации необходимо иметь офис и официальный сайт. Особенное внимание к персоналу — наличие профильного образования и не менее трех сотрудников, трудящихся в режиме полной занятости. Руководитель отдела охраны труда должен иметь, как минимум трехлетний опыт работы в этой сфере. Также через 3 года необходимо проходить проверку знаний на Едином портале проверки знаний по ОТ Минтруда РФ.
Минтруд РФ предлагает разграничить виды обучения по ОТ. К каждому из них предъявляются особенные требования для включения в реестр компаний, которые желают проводить соответствующее обучение. Чиновники надеются, что это позволит сформировать единый нормативный комплекс с процедурой обучения и проверки знаний по ОТ.
Документ вводит новое требование о наличии в штате компаний сотрудников, прошедших обучение и контроль знаний на портале Единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда
По словам члена комитета рынка труда и социального партнерства РСПП всем известного В. Коржа, введение новых требований Минтруда может привести к нехватке специалистов. Наличие у предприятия собственного офиса и постоянного штата сотрудников не является гарантией качественной работы. Однако подобные требования будут стимулировать конкуренцию за работников с отделами по ОТ на больших предприятиях и увеличат стоимость их услуг, полагает В. Корж.
Начатый диалог о влиянии документа на состояние рынка услуг в области охраны труда будет продолжен во время Всероссийской недели охраны труда, запланированной в Сочи с 6 по 9 сентября 2021 года. Организатором мероприятия как раз выступает Минтруд РФ.
В случае принятия документа он приобретет законную силу 1 марта 2022 года. На организации, включенные в реестр, будет распространяться переходный период, действующий до 1 сентября 2022 года.
Источник: Информационный портал «Охрана труда в России».