Мы писали недавно о Рекомендациях по классификации, выявлению, распознаванию, описанию «производственных опасностей».
Документ был разработан на основании положений обновленной ст.218 Трудового кодекса РФ. В дополнение к производственным опасностям эта статья также регламентирует утверждение Минтрудом рекомендаций по выбору метода оценки уровней профессиональных рисков и шагов по их снижению. На федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен проект соответствующего приказа, о котором и пойдет речь далее.
Приказ содержит основные рекомендации по выбору метода оценки уровня оценки профессиональных рисков. Метод должен учитывать специфику операционной деятельности работодателя, а также давать возможность прослеживать и проверять процесс и результаты оценки. Представленный итог должен быть изложен в понятном для работников формате, и они должны четко понимать, какие опасности и риски им угрожают.
Одним из ключевых критериев выбора метода авторы Рекомендаций называют выполнение производственной деятельности в условиях повышенной опасности. Среди них работа в электроустановках, работа на высоте или в замкнутом пространстве, земляные работы, использование пневматического, гидравлического оборудования, взрывные, буровые работы и т.д.
Оценивать уровни профессиональных рисков можно с разным уровнем глубины и детализации. При этом допускается применять один или несколько методов. Выбранные методы необходимо обосновать с пояснением их пригодности и приемлемости.
Выбор метода должен определяться наличием необходимых ресурсов у работодателя, наличием доступного бюджета, уровнем его сложности, характером информации и степенью определенности сведений. На это также влияют цели выполнения оценки риска, тип риска и его вероятные последствия, необходимость проведения экспертиз.
Проект приказа включает перечень конкретных методов оценки профрисков. В частности, разработаны рекомендации для предприятий микробизнеса с численностью сотрудников до 15 человек. Таким работодателям рекомендовано использовать контрольные листы, формируемые на базе собственного опыта и опыта аналогичных компаний, естественно с учетом действующих государственных нормативных требований охраны труда. При этом перечень контрольных вопросов следует своевременно актуализировать.
Отдельный раздел рекомендаций посвящен подробному описанию самых распространенных методов оценки профессиональных рисков. В их число входит матричный метод с применением балльной оценки, система анализа «галстук-бабочка», анализ «затрат и выгод» и др.
В частности, реализация матричного метода предусматривает пятишаговый алгоритм от сбора данных о состоянии системы ОТ и условий труда на рабочих местах до разработки мер снижения рисков и документирования процедуры оценки, составления перечня обнаруженных опасностей. Примеры матриц от разных составителей приводятся в приложении к документу.
Авторами документа даются рекомендации по разработке и реализации мероприятий по управлению профрисками в формате пошаговой процедуры.
Шаг 1. По итогам проведенной оценки формируется реестр рисков, который ранжирован в соответствии с оцененным уровнем каждого выявленного риска.
Шаг 2. Определение мер управления профрисками с учетом их эффективности и значимости. Они могут быть связаны с исключением, заменой опасного труда, реализацией инженерных/административных методов, использованием СИЗ.
Шаг 3. Подготовка мер управления профессиональными рисками и формирование плана мероприятий по управлению профессиональными рисками. В рекомендациях представлена примерная форма для оформления плана соответствующих мероприятий. В периметр управления входит полный перечень рисков, включая даже незначительные и малозначимые.
Шаг 4. Проведение повторной оценки рисков после окончании реализации ранее утвержденных мероприятий по их управлению.
Если при повторной оценке уровень профессионального риска останется высоким, то возникает необходимость разработки дополнительных мероприятий по его снижению.
Уверены, что после прочтения наших двух материалов по выявлению производственных опасностей и оценке производственных рисков, с учетом обязательности этих мероприятий с 1 марта 2022 года, многие специалисты будут озадачены механизмом реализации этого большого объема работ внутри своих компаний.
Ведь есть показательный пример в недалеком прошлом, когда результаты аттестации рабочих мест с оценкой по травмобезопасности в доброй половине всех случаев лежали у работодателей «мертвым грузом» в кабинетах специалистов по ОТ. Просто в виде макулатуры, к которой никто никогда не прикасался и детально не анализировал. Что называется дорогостоящая работа проводилась «для галочки».
Не ждет ли нас повторение истории?
Несомненно, что для компаний, имеющих правильное понимание управления охраной труда, имеющих на производстве современное технологическое оборудование, имеющих достаточные бюджеты – это благо. Но вот для остальных есть все шансы получить очередную профанацию.
При отсутствии достаточного количества кадров на участке работ, связанных с охраной труда, многие работодатели будут просто вынуждены отдать оценку рисков на аутсорсинг, и как правило, по самой низкой цене. Качество работ по выявлению опасностей и оценке рисков при этом будет прямо скажем низкое, а что уж говорить о результатах работы автоматизированных систем, искусственный интеллект которых никогда не увидит ваше производство. Экономя деньги на оценке профрисков вполне вероятно, что работодатель может получить план мероприятий по их управлению, большую часть которого он непременно захочет отправить в мусорное ведро. Реализация такого плана – очередной транш «денег на ветер», а главное — снижения травматизма при этом может не произойти.
Тут очевидно, что начинать надо с малого, с минимума самых опасных рисков, о которых зачастую знают только «люди на местах». Поэтапно устранять их и максимально грамотно использовать выделенные бюджеты.
И с точки зрения здравого смысла специалистам по охране труда сейчас как никогда важно своевременно донести до руководства главную суть данной работы. Пройти соответствующую подготовку, добиться дополнительных внутренних трудовых ресурсовдля выполнения этой работы. Помните, что малый бизнес в охране труда уже «потирает ручки». Напомним, что буквально год назад экс-глава департамента условий и охраны труда Минтруда В.Корж признал, что бизнес, аккредитованный Минтрудом, делает спецоценку условий труда недобросовестно, нивелирует высокие цели данной процедуры и проводит её без выезда на объекты.
Думаете ситуация с профрисками изменится?
Не старайтесь пойти простым путем, выполнив всю работу быстро и дешево. Принцип «откупиться» работать будет против вас. Ведь именно Вам придется уже в скором времени заниматься реализацией всех придуманных «экспертами со стороны» мероприятий, по управлению даже незначительными и малозначимыми профессиональными рисками. Как Вы будете отстаивать выделение средств на это у здравомыслящего руководства компании? Как Вы будите объяснять впоследствии нулевой эффект от этой действительно важной и первоочередной в охране труда работы?
Источник: Информационный портал «Охрана труда в России».