3 апреля в Минюсте был зарегистрирован Приказ Минприроды России № 74 от 28.02.2018 г. «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». Документ, разработанный еще весной 2015 года, вступит в силу с 15 апреля 2018 года.
История с принятием данного законопроекта тянулась не один год, поэтому природопользователи до конца не верили, что вновь направленный на регистрацию в Минюст документ будет подписан в этом году. Ситуацию подогревало и то, что согласно доступному для ознакомления проекту документа, срок сдачи отчета о производственном экологическом контроле: до 25 марта ежегодно. Поэтому мнения среди экологов о требуемых действиях разделились: кто-то спешил сдавать отчет в свободной форме, чтобы «было», а кто-то придерживался позиции, что не зарегистрированный НПА – это не НПА, и требования его необязательны. Однако все боялись повтора ситуации, сложившейся в 2017 году с декларациями о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Тогда официально опубликованный вечером 22 февраля Приказ Минприроды № 3 от 09.01.2017 г. вступал в силу с 3 марта. А саму декларацию согласно документу необходимо было сдать уже к 10 марта (кстати, плату за негативное воздействие надо было внести до 1 марта). Но теперь можно вздохнуть свободно: первый отчет о производственном экологическом контроле необходимо сдать в 2019 году.
Приказом Минприроды России № 74 утверждаются:
- требования к содержанию программы производственного экологического контроля (ПЭК) на предприятии;
- порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
Следует отметить, что эти требования распространяются на организации, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I, II и III категорий.
Программа ПЭК разрабатывается на каждый объект негативного воздействия и должна включать общую информацию об организации, сведения об инвентаризации выбросов, сбросов загрязняющих веществ; данные инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения. В документе указываются методы осуществления производственного экологического контроля, места отбора проб, методы (методики) измерений, а также периодичность проведения ПЭК. При этом в Программе ПЭК отдельно должны быть выделены следующие разделы:
- Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха;
- Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов;
- Производственный контроль в области обращения с отходами.
Помимо этого прописывается информация о привлекаемых аккредитованных лабораториях и о должностных лицах предприятия, ответственных за осуществление производственного экологического контроля.
Стоит отметить, что в случае изменения объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, а также в случае изменения характера или вида оказываемого объектом негативного воздействия (например, при изменении технологического процесса, замене оборудования, материалов, сырье и т.п.) Программа ПЭК подлежит корректировке. На это предприятию дается 60 рабочих дней.
Добавим, что утвержденной формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля до сих пор нет. Нет и требований, какую информацию в нем необходимо отражать. Непонятно, по каждому ли объекту негативного воздействия нужно будет отчитываться или же в целом по предприятию. Приказом Минприроды № 74 установлен только срок представления отчета: ежегодно до 25 марта. Следовательно, природопользователям теперь остается только ждать разъяснений по этому вопросу и разрабатывать пока новую Программу ПЭК.
Источник: Информационный портал «Охрана труда в России».