ООО "Нева"

Лидер в сфере охраны труда и техники безопасности на предприятиях
Лидер в сфере охраны труда и техники безопасности на предприятиях

Российское законодательство позволяет работодателям компенсировать часть денег, потраченных на улучшение условий труда, за счёт средств СФР. Для этого нужно сообщить сотрудникам фонда о желании израсходовать определённую сумму, и после получения одобрения предоставить отчёт с подтверждением затрат на согласованные мероприятия.

Процедура возврата регламентируется Правилами финобеспечения, утверждёнными Приказом Минтруда РФ от 14.07.2021 г. № 467н. В п. 3 документа прописаны допустимые цели расходования средств, связанные с охраной труда, в том числе — обучение безопасным методам и приёмам проведения работ повышенной степени опасности.

В стандартной ситуации можно компенсировать до 20% от внёсенных предприятием страховых взносов на обязательное соцстрахование. Не получится вернуть средства тем, у кого на момент подачи заявления есть долги по взносам, неуплаченные пени и штрафы.

Порядок возврата средств: пошаговый алгоритм

Для получения компенсации нужно выполнить следующие действия:

  • рассчитать сумму планирования и компенсации расходов;
  • направить заявление на финобеспечение в СФР в срок до 1 августа (образец бланка заявления приведён в приложении № 3 к Приказу ФСС от 07.05.2019 г. № 237);
  • получить одобрение фонда;
  • приобрести средства, обучить ОТ за счёт предприятия;
  • направить заявление в СФР для компенсации с подтверждающими документами (платёжные поручения, акты) не позднее 15 декабря;
  • получить возмещение от СФР;
  • предоставить отчёт фонду о целевом использовании средств.

Право принять решение о финобеспечении предупредительных мер в отношении заявителей, уплативших страховые взносы за предшествующий период на сумму не более 25 тыс. рублей возложено на территориальное подразделение СФР. Для этого фонду даётся 10 дней с момента получения заявления с полным пакетом документов. Решение о возмещении оформляется приказом, который подписывает руководитель территориального органа фонда или его заместитель.

Порядок принятия решения территориальным подразделением СФР в отношении заявителей, уплативших взносы за предшествующий период на сумму более 25 тыс. рублей:

  • в течение трёх дней с момента приёма заявления с полным пакетом документов оно направляется на согласование в СФР;
  • процедура согласования проекта приказа о финобеспечении длится не более 15 рабочих дней;
  • в течение трёх рабочих дней заявителю направляется согласованный приказ.

План финобеспечения — обязательный документ для получения компенсации за предупредительные мероприятия. Его образец находится в приложении к приказу Минтруда РФ от 14.07.2021 г. № 467н.

Подать документы можно через МФЦ, портал Госуслуг, почтовым отправлением с описью документации по адресу регистрации территориального подразделения СФР или личным вручением сотруднику фонда.

Чтобы успеть получить средства, лучше подавать заявления в СФР не в конце июля, а как минимум за месяц раньше. Для этого мероприятия по ОТ рекомендуется планировать на первое полугодие. В таком случае будет время на исправление документов и подачу нового заявления.

Сотрудники СФР вправе принять отрицательное решение по следующим основаниям:

  • наличие задолженности перед фондом;
  • обнаружена поддельная документация;
  • пакет документов не полный;
  • все средства СФР уже распределены.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о финобеспечении затрат на обучение по ОТ

  • план финобеспечения предупредительных мероприятий;
  • доверенность на лицо, подающее документы в СФР с подписью руководителя компании;
  • копия списка мероприятий по оптимизации условий труда;
  • документы, удостоверяющие реально понесенные расходы на ОТ, они нумеруются, прошиваются, заверяются печатью предприятия и подписью лица, подающего заявление, также ставится надпись «Верно», пакет опечатывается;
  • копия ЛНА работодателя о направлении сотрудников на обучение по ОТ;
  • копия договора с ИП или компанией, занимавшейся обучением работодателя и сотрудников по ОТ и имеющей соответствующую аккредитацию;
  • перечень сотрудников, направленных на обучение по ОТ.

Заявление на компенсацию затрат подаётся в территориальное подразделение СФР до 15 декабря. Образец бланка содержится в приложении № 14 к приказу ФСС от 04.02.2021 г. № 26. Вместе с заявлением на компенсацию затрат на обучение по ОТ прилагается копия счёта, счёта-фактуры, акта выполненных работ, платёжного поручения с банковской отметкой. Допускается прикладывать иные документы, удостоверяющие понесённые расходы.

После получения работодателем средств СФР по ним необходимо отчитаться. С этой целью заполняется форма, образец которой приводится в письме ФСС от 05.08.2020 г. № 02-09-11/12-05-19094. Она представлена в виде двухстраничного Excel-файла. Составляется в 2-х экземплярах, один из них после проставления штампа возвращается работодателю.

Всю документацию, которая готовилась для СФР, нужно хранить в организации и при проверке показывать оригиналы тех документов, копии которых предоставлялись фонду.

Источник: Информационный портал: «Охрана труда в России».