В работе каждого из нас есть одна вещь, при мысли о которой невольно напрягаются даже самые опытные и законопослушные работники — это ПРОВЕРКА. В частности, проверка государственной инспекции труда. Да, что и говорить, отношение российского человека к инспекторам, как к людям значимым и где-то даже всемогущим закладывается в нас со школьной скамьи. Не случайно столь острые реакции у общественности до сих пор вызывают современные постановки Гоголевского «Ревизора», демонстрирующие страх перед проверяющим, присущий людям вне зависимости от времени и места их проживания.
Но так ли страшен черт, как его малюют? И стоит ли страшиться грядущей проверки сегодня, когда полномочия проверяющих строго регламентированы законом и соответствующим административным регламентом, и когда любой предприниматель на вполне законных основаниях может оспорить результаты проверки госинспектора?
Полагаем, что нет. Главное в этом деле – знать свои права. Итак, прежде всего, следует понимать, когда стоит ожидать визита представителя госинспекции по труду.
Ответ на данный вопрос содержится в Федеральном законе N 294-ФЗ, который так и называется «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в частности в ст. 9 и 10 данного нормативного правового акта содержат перечень оснований для проведения плановой или внеплановой проверки.
Так под плановую проверку можно попасть, если прошло три года со дня государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или регистрации юридического лица; или прошло три года со дня окончания последней плановой проверки; или прошло три года с начала фактического ведения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности. При этом в большинстве случаев плановые проверки должны проводиться не чаще чем один раз в три года.
Однако законом закреплен перечень сфер деятельности, требующих особенного отношения со стороны контрольно-ревизионных органов. В таких организациях проверки могут проводиться чаще, чем раз в три года. Это организации, работающие в сфере образования, здравоохранения, социальной сфере, теплоснабжении, энергосбережении и некоторых других. Перечень таких — требующих особого внимания государства, сфер деятельности, закрепляется соответствующим нормативным актом Правительства Российской Федерации. Кроме того, под пристальное внимание госинспекции могут попасть также и организации, чья деятельность или используемые ими производственные объекты относятся к определенной категории риска или повышенной опасности (ст.9 Федерального закона N 294-ФЗ).
Сама процедура включения предприятия в годовой план проверки достаточно сложна и весьма продолжительна, но что самое важное – включение организации в план проверок требует обязательного согласования с прокуратурой РФ. И именно на Генпрокуратуру РФ возложена обязанность по формированию сводного плана проверок на будущий год. Более того, на сайте Генеральной прокуратуры РФ genproc.gov.ru ежегодно публикуется сводный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (всех проверок, кроме налоговых). По ссылке с главной страницы можно перейти на страницу Единого Реестра Проверок, на которой размещён сервис поиска по утверждённому ежегодному сводному плану проведения плановых проверок и результатам проведения внеплановых проверок.
Помимо этого информация о запланированных проверках такого контрольно-надзорного органа как госинспекция по труду размещается на официальных сайтах инспекций труда соответствующих регионов.
Таким образом, предусмотрительный руководитель организации или же грамотный сотрудник ответственного подразделения всегда может узнать о запланированной неналоговой проверке организации заблаговременно, воспользовавшись соответствующим сервисом Генпрокуратуры или других госорганов.
Также не стоит забывать, что на органы государственного и муниципального контроля возложена обязанность предупреждать руководителя организации о предстоящей проверке минимум за три рабочих дня до ее начала. В случае же, если такое предупреждение было сделано несвоевременно или вообще не было сделано, руководитель организации имеет все основания для обращения в вышестоящий орган госконтроля (надзора) или в суд с заявлением об отмене результатов такой проверки. Поскольку результаты проверки, проведенной с грубыми нарушениями требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения организацией обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления организации (ст.20 Федерального закона N 294-ФЗ).
Стоит отметить, что сказанное касается не только сроков уведомления, но и ряда других процедур и требований, указанных все в той же 20 статье 294 Федерального закона.
Теперь, что касается внеплановой проверки. Под внеплановую проверку предприниматели и организации различных видов деятельности могут попасть также по строго закрепленным на законодательном уровне основаниям. Такими основаниями могут являться: истечение срока исполнения ранее выданного предписания; поступившие в органы госконтроля обращения граждан, госорганов, органов МСУ или СМИ; поручения Президента, Правительства РФ или прокурора в рамках надзора за исполнением законов.
Чаще всего основанием для внеплановой проверки госинспекции по труду служат жалобы и обращения самих работников. Например, сотрудник может обратиться в госинспекцию с заявлением о необходимости провести проверку соблюдения условий и охраны труда на его рабочем месте.
Причем, если стандартным требованием об уведомлении работодателя о предстоящей внеплановой проверке являются 24 часа до ее начала, то в случае проведения проверки на основании обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав, а также запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте, предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки не допускается. (ст. 360 ТК ФР). То есть, если работник организации обратится в госинспекцию по труду с жалобой на нарушение его трудовых прав или несоблюдение требований охраны труда на его рабочем месте, то проверяющие не будут заранее предупреждать вас о своем визите, а нагрянут неожиданно.
Однако даже если инспектор прибыл к вам с внеплановой проверкой без предупреждения, он все равно обязан соблюсти все установленные законом и административным регламентом требования к организации и процедуре проведения проверки.
Придя с проверкой, инспектор обязан предъявить целый ряд документов. Прежде всего, служебное удостоверение, распоряжение или приказ руководителя госинспекции труда. Также он обязан ознакомить предпринимателя или руководителя организации с целями, задачами и основаниями проведения проверки, видами и объемом проводимых мероприятий, сроками и условиями ее проведения.
Нарушение этих процедур может явиться основание для оспаривания результатов проверки в вышестоящем органе или в суде.
Теперь о том, чего можно ожидать от проверяющего инспектора по труду помимо предписания. Речь идет об административных штрафах. Размеры штрафов за нарушение требований трудового законодательства закреплены в ст. 5.27 КоАП и в зависимости от того, какое именно нарушение и в который раз было допущено варьируются от 1 до 40 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей, и от 10 до 200 тысяч рублей для юридических лиц.
Статья 5.27.1. КоАП содержит информацию о штрафах, которые грозят за нарушение государственных нормативных требований охраны труда. Так, нарушение требований охраны труда может обойтись ИП в сумму от 2 до 5 тысяч рублей, для юридических лиц от 50 до 80 тысяч.
Непроведение СОУТ грозит штрафом 5-10 тысяч рублей для ИП и 60-80 тысяч для юридических лиц.
Допуск работников без обязательного медосмотра или проверки знаний по охране труда влечет наложение штрафа от 15 до 20 тысяч для ИП и 110-130 тысяч для юр лиц.
А необеспечение СИЗ может стоить работодателю 20-30 тысяч руб. для ИП и 130-150 тысяч рублейдля юридических лиц. При повторном нарушении штраф может вырасти почти в 2 раза.
Конечно, платить штрафы никому не хочется, поэтому если есть законные основание оспорить результаты проверки – грех ими не воспользоваться. А для того, чтобы грамотно отстаивать свои права и знать какими понятиями можно апеллировать в ходе проверки, разумному предпринимателю стоит внимательно ознакомиться с основными положениями Федерального закона N 294-ФЗ и приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н, утверждающим Административный регламент проверок. Данные документы содержат массу интересных и полезных вещей, владение которыми позволит вам чувствовать себя увереннее рядом с проверяющим и поможет избежать многих неприятностей.
Источник: Информационный портал «Охрана труда в России».