Неумолимый рост масштабов коррупции становится настоящей угрозой для всей страны. В связи с этим чиновники Минтруда подготовили объемный документ «Меры по предупреждению коррупции в организациях», призванный повысить эффективность антикоррупционной работы.
Цель документа – внедрение широкого комплекса инструментов борьбы с коррупцией, так как универсальных стандартов преодоления этого негативного явления в организациях не существует. Несмотря на неизбежные расходы, в Минтруде уверены, что они обернуться серьезными преимуществами для компании, среди которых укрепление деловой репутации, добросовестное поведение персонала и сокращение до минимума риска наказания за подкуп должностных лиц.
Антикоррупционная деятельность должна носить системный характер, поэтому в министерстве рекомендуют выработать и регламентировать антикоррупционную политику, чей содержательный компонент обусловлен спецификой компании. Основные положения антикоррупционной политики доводятся до сведения сотрудников и контрагентов через стенды в офисах либо официальный сайт.
Также по мнению чиновников согласно опубликованной памятки во все трудовые договоры необходимо включить обязанности работников соблюдать антикоррупционную политику компании, а также локальные нормативные акты в сфере предупреждения коррупции.
Участвовать в разработке антикоррупционной политики может как руководство компании, так и рядовые работники. После утверждения в форме локального НПА она становится обязательной для каждого сотрудника. Для реализации антикоррупционных мер должен быть определен круг работников, на которых возлагается ответственность за их соблюдение. Главное – четко понимать целесообразность выбора конкретных лиц для построения антикоррупционной системы.
К основным антикоррупционным инструментам авторы документа относят:
1. Оценку антикоррупционных рисков. Процесс анализа распространяется на бизнес-процессы, а не личные качества персонала. Требует беспристрастности и учета проводимых в организации антикоррупционных мероприятий. Включает три этапа:
· выявление рисков – обнаружение коррупционных правонарушений, которые могут совершить сотрудники и анализ процессов, где такие действия возможны, особое внимание получению/даче взяток, коммерческому подкупу и противоправному использованию должностных полномочий с целью получения выгоды;
· анализ рисков – установление способов совершения коррупционных правонарушений и определение круга субъектов, которые могут быть участниками подобной деятельности, а также идентификация уязвимостей бизнес-процессов;
· дифференциация рисков по степени значимости – анализ на предмет вероятности совершения противоправного деяния на каком-либо этапе/подэтапе бизнес-процесса.
В помощь работодателям Минтруд разработал подробные Рекомендации по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации
2. Регулирование конфликта интересов. Особенно важен для компаний с государственным участием. Главная задача использования инструмента – ограничить влияние личного интереса сотрудников организации на выполнение производственных операций и принимаемые ими решения в рамках бизнес-процессов. В фокусе внимания должны быть ситуации, при которых работник способен использовать полномочия с целью личной наживы. Квалифицировать ситуацию как конфликт интересов помогут методические рекомендации, подготовленный Минтрудом.
3. Кодексы и стандарты поведения. Направлены на предотвращение конфликта интереса и на недопущение фактов сокрытия коррупционной деятельности. Стандарты должны содержать положения, которые регламентируют правила поведения персонала в рамках деловых отношений. За их основу можно брать кодексы деловой этики, принятые конкретным профессиональным сообществом. Соответствующие стандарты необходимо закреплять в локальных нормативных актах предприятия и знакомить с ними сотрудников под подпись. Одновременно в документ можно включить правила общения с коллегами и контрагентами, требования к внешнему виду работников и другие обязательные составляющие бизнес-процесса.
4. Проверка контрагентов
5. Антикоррупционный аудит
6. Информирование, консультирование и обучение работников
7. Внутренний контроль и ведение бухгалтерского учета
8. Взаимодействие с правоохранительными органами и иными государственными органами в целях противодействия коррупции
9. Мониторинг эффективности реализации мер по предупреждению коррупции
В заключении приведем интересные факты. Так по данным информации онлайн-медиа Царьград ущерб только по законченным уголовным делам коррупционной направленности за восемь месяцев этого года составил свыше 100 млрд рублей. Скорость «освоения» бюджетных средств составляет сегодня 283 млн рублей в день или 11 млн рублей в час.
Источник: Информационный портал «Охрана труда в России».