Специальная оценка условий труда сменила аттестацию рабочих мест еще в 2014 году. Многие работодатели получили отсрочку по проведению спецоценки на период действия результатов аттестации, но уже в декабре этого года её результаты станут недействительными и всех, кто вовремя не озаботился СОУТ, ждут штрафы. Между тем, процесс проведения специальной оценки не так уж сложен для понимания и подробно регламентирован в соответствующих нормативных актах.
На первом этапе требуется создать комиссию. В её состав обязательно должен войти специалист по охране труда, либо сотрудник, на которого возложены соответствующие обязанности, также должен быть представитель работодателя, например, руководитель юридического лица, и представитель профсоюза или общего собрания коллектива. Закон не предусматривает ограничений по максимальному числу членов комиссии, главное условие – нечетное число и количество членов не менее трех. Состав комиссии утверждается приказом. Одновременно с составом комиссии утверждается график проведения всех мероприятий по специальной оценке.
Комиссия определяет и утверждает перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке. При составлении перечня следует обозначить аналогичные рабочие места – места с одинаковыми характеристиками, например, на складе пять рабочих мест грузчика, все они будут считаться аналогичными. Закон предусматривает возможность провести спецоценку только 20% аналогичных мест, но не менее двух.
Далее комиссия или кто-то из её членов, как правило, специалист по ОТ, выбирает аккредитованную организацию, которая проводит СОУТ. При выборе лучше всего руководствоваться официальным реестром специализированных организаций на официальном сайте Министерства труда. Информация в реестре всегда актуально, что позволяет избежать неприятностей заключения договора с неуполномоченным исполнителем.
После подписания договора необходимо подготовить документы, которые дают представление об условиях труда: должностные инструкции, документацию по производственным процессам, а также используемому оборудованию и сырью.
Непосредственно мероприятия специальной оценки начинаются с экспертного определения вредных и опасных производственных факторов, присутствующих на оцениваемых рабочих местах. Результаты идентификации утверждаются решением комиссии.
В отношении рабочих мест, с отсутствием вредных или опасных факторов, условия труда признаются допустимыми. В случае выявления факторов эксперт аттестующей организации проводит их измерение.
По результатам всех мероприятий специализированная организация предоставляет отчет о СОУТ, состоящий из следующих документов:
- Сведения об аттестующей организации с копиями документов по её аккредитации;
- Перечень рабочих мест, на которых проведена СОУТ, с перечислением выявленных вредных и опасных факторов;
- Карты на каждое рабочее место с информацией о классе условий труда;
- Протоколы исследований в отношений всех установленных вредных и опасных производственных факторов;
- Сводная ведомость СОУТ;
- Перечень рекомендованных мероприятий по улучшению условий труда, а также его охране;
- Заключение эксперта.
Также в этот пакет документов может входить Протокол проведения оценки эффективности средств индивидуальной защиты. Данные исследования проводят с целью снижения класса или подкласса условий труда на тех рабочих местах, где возможно применение СИЗ определенного типа.
Отчет подписывается всеми членами комиссии, после чего он утверждается председателем. В случае несогласия с какими-то результатами комиссия или её член вправе запросить разъяснения у аттестующей организации, которая обязана представить мотивированный ответ.
Но подписанием отчета по проведенной спецоценке работа по данному направлению не заканчивается. С момента утверждения отчета у работодателя есть 30 календарных дней для размещения отчета на своём официальном сайте при его наличии. Также в этот срок необходимо ознакомить всех работников, чьи рабочие места прошли СОУТ, о её результатах.
Кроме того, в течение 30 рабочих дней необходимо представить в Государственную инспекцию труда по месту нахождения утвержденную форму декларации. Данный документ должен содержать информацию о рабочих местах, на которых условия труда признаны оптимальными или допустимыми, а также в отношении которых не выявлены вредные или опасные факторы. К декларации также должны быть приложены документы организации, проводившей СОУТ.
Как было отмечено в самом начале статьи, в случае если работодатель не провел специальную оценку условий труда до 31 декабря 2018 года, к нему могут быть применены меры административного воздействия, предусмотренные ч. 2 ст. 5.27.1. КоАП РФ. Самым легким наказанием по данной статье является предупреждение, но практика показывает, что надзорные органы используют его крайне редко. Во всех остальных случаях предусмотрены штрафы:
- Должностные лица и индивидуальные предприниматели – 5000-10000 рублей;
- Юридические лица – 60000-80000 рублей.
Важно отметить, что вместе с наложением штрафа государственный инспектор в обязательном порядке выдаст предписание о проведении СОУТ в определенный срок. В случае его неисполнения юридическое лицо или его руководитель могут быть вновь привлечены к административной ответственности, причем размер штрафов ощутимо увеличивается, а предприятию может грозить административное приостановление деятельности на срок до трех месяцев.
Не стоит забывать и о том, что непроведение СОУТ лишает работников социальных гарантий при работе по определенным профессиям, например, право на дополнительное питание или досрочный выход на пенсию. Поэтому проведение СОУТ это не только обязательная процедура, позволяющая избежать штрафов, но и хорошая возможность для работодателя показать, на сколько важен для него трудовой коллектив.
Однако не стоит все же забывать о реальных фактах: так тенденция последнего времени заключается, наоборот, в массовой отмене льгот и компенсаций именно на основании результатов СОУТ. С другой стороны, это явление хоть как-то компенсирует работодателю дорогостоящее мероприятие по проведению спецоценки условий труда. Ну и само собой большой плюс любому работодателю – значительное «формальное» снижение рабочих мест с вредными условиями труда, причем документально подтвержденных именно результатами СОУТ.
Нужна ли СОУТ не в силу требований закона, а в силу здравого смысла и реального улучшения условий труда – вопрос дискуссионный и открытый. Как минимум сами чиновники от этой головной боли, т.е. проведения на своих рабочих местах СОУТ, на данный момент достаточно хитро открестились.
Источник: Информационный портал «Охрана труда в России».