Действующее законодательство о контрольно-надзорной деятельности (Федеральныйзакон от 08.08.2024 г. № 289-ФЗ) предусматривает выдачу подконтрольным субъектам обязательных предписаний об устранении нарушений, если они обнаружены во время проверок, предполагающих непосредственное взаимодействие сторон (рейдовый осмотр, инспекционный визит и др.).
При этом такой порядок ранее не распространялся на выездное обследование, при котором контролёр без предупреждения выезжает к подконтрольному субъекту и анонимно ведёт осмотр его общедоступных объектов. Законодательство о госконтроле не позволяло выдавать предписания, что казалось вполне обоснованным. Для подобного мероприятия не нужен повод, оно может проводиться с любой периодичностью, по результатам не оформляется соответствующий акт, отсутствует необходимость согласования с органами прокуратуры. Также в отношении выездных обследований не действовал мораторий на проверки.
С 8 августа ограничения сняты, однако инспекторы вправе выдавать предписания по результатам обследования только в случаях, если подобная возможность регламентируется отраслевым законодательством (законе о виде контроля/надзора).
На данный момент такую возможность регламентирует ФЗ от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности». Начиная с 8 августа 2024 года, закон разрешает выдавать предписания по итогам выездных обследований объектов транспортной отрасли в рамках госконтроля в сфере транспортной безопасности.
При этом стоит ожидать, что разрешения на выдачу предписаний скоро появятся в других отраслевых законах, например, в ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии». Судебная практика и сейчас по таким делам складывается в пользу Роспотребнадзора.
Источник: Информационный портал «Охрана труда в России».